День предотвращения самоубийств
11.09.2023
10 сентября ежегодно отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств. Самоубийство является одной из ведущих причин смертности населения во всем мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждые 40 секунд кто-то из жителей Земли уходит из жизни сознательно, кончая жизнь самоубийством.
К сожалению, многие люди, задумывающиеся о том, чтобы лишить себя жизни или совершившие попытку самоубийства, не обращаются за помощью к соответствующему специалисту и поэтому не получают ту помощь, в которой они нуждаются.
Знайте, что оказавшись в кризисной и сложной жизненной ситуации, Вы всегда можете получить психологическую помощь, позвонив на «Телефон доверия» службы психологической помощи! Специалисты выслушают Вашу проблему и дадут рекомендации, как поступить, запишут на прием или подскажут, куда обратиться дальше. Более того данную помощь можно получить на анонимной основе.
Позвоните, Вам помогут!
Телефоны доверия (психологической помощи) в г.Гомеле:
8 (0232) 31-51-61 — телефон «Доверия» (экстренной психологической помощи) на базе Гомельской областной клинической психиатрической больницы;
8 (0232) 40-18-98 — телефон Центра здоровья молодежи «Юность» Филиала №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника», г. Гомель, ул.Быховская, 108, каб. 109;
8 (0232) 31-08-86, 31-08-87, +375 (44) 767-78-27 — телефоны Центра, дружественного подросткам «Подросток» ГУЗ «Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника», г. Гомель, ул. Мазурова, 10в.
Что же такое суицид и суицидальное поведение?
Суицид — это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, этиокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.
Суицидальное поведение – всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях – это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.
Мотивы и причины детско-подростковых суицидов
Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоуничижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.
Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:
- Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
- Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
- Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
- Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого –« ничего».
- Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
- Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
- Неизлечимые болезни — такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические – нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
Признаки суицидальных намерений у детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:
Эмоционально-психологические изменения:
- Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
- Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
- Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
- Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
- Потеря интереса к привычным видам деятельности.
- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
Изменения внешнего вида и поведения:
- Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
- Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.
- Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
- Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
- Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
- Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
- Плохое поведение в школе.
- Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
- Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.
Как предотвратить суицид?
Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд, разрешить им не под силу иным способом.
До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.
При подозрении на попытку суицида со стороны подростка необходимо:
- Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.
- Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
- Установить заботливые взаимоотношения с подростком – незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
- Избегать «дешевых» утешений или упреков.
- Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.
- Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.
- Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
- Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.
Особая ответственность в подобной обстановке лежит на родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:
- Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его на такой поступок.
- Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием.
- Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
- Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
- Принципиальное в такой беседе – не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.
- Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.